Охрана детского голоса

На главную
см. Техника извлечения певческого звука
Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз – на гортань, что часто происходит тогда, коrда певец при насморке поет. В первый день при насморке голос обычно звучит. Но после пения в таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Помимо острых бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необхоцимо серьезно лечить, так как при них выключается полностыо или частично нос, как резонатор, а это делает пение невозможным или ухудшает его качество. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, которое протекает при общем хорошем состоянии больного, обычно такое заболевание быстро и без следа проходит. Его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнения на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.
При простудных заболеваниях гортани, острых ларингитах, поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их несмыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но несмыкание складок после них может затянуться. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.
Неприятны для певцов все хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, особенно серьезны среди них сухие катары слизистой оболочки. Они плохо поддаются лечению, вызывают сухость, на слизистой оболочке образуются плохо отделяющиеся сухие корки, сопровождаются ощущением жжения, ухудшают тембр голоса.
Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Но ангины хронические, часто повторяющиеся, или так называемые хронические тонзиллиты не проходят бесследно для всего организма и для гортани в частности. При них слизистая оболочка глотки находится почти постоянно в воспаленном состоянии, в это воспаление вовлекается и гортань. В случае безрезультатного длительного лечения больные миндалины удаляют оперативным путем. Важно, чтобы во время операции не были повреждены мышцы, поднимающие мягкое нёбо, отчего может наступить гнусавость при пении.
Воспаление трахеи – трахеиты бывают чаще простудного характера. Но признаки трахеита: тяжесть, неловкость и даже боль в области трахеи могут быть при форсированном дыхании во время пения, при перенапряжении голоса. При трахеитах ослабевает сократительная способность мышц трахеи и от этого страдает качество голоса, снижается сила и ухудшается тембр.

Трахеит для певцов серьезное заболевание.

Очень неблагоприятны, для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными толчками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность. При кашле певцу необходимо принимать не только отхаркивающие, но и обязательно успокаивающие кашель средства и стараться как можно быстрее избавиться от этого неприятного явления.

Одной из мер, предупреждающих простудные заболевания, является укрепление организма, его закаливание. Суть закаливания сводится к уменьшению влияния на организм смены температурных воздействий. Причиной простудных заболеваний бывает непривычное охлаждение.

Если длительно воздействовать одинаковой температурой, то организм привыкает к такому постоянному раздражителю и приспосабливается к нему. Поэтому человека можно приучить к воздействию низкой температуры и тем самым сделать его невосприимчивым к простудным заболеваниям. Основные средства закаливания – вода, воздух и солнце.
Общему укреплению организма способствуют занятия спортом. Но не все виды спорта рекомендуются певцам. Бег, бокс, футбол, тяжелая атлетика певцам противопоказаны, так как эти виды спорта сопровождаются большой затратой энергии.

Певцам рекомендуется плавание, гребной спорт, теннис. Очень полезны художественная гимнастика и фехтование.

Почти все специальные предметы, входящие в учебный план музыкально-педагогических факультетов, связаны с пением. Учащимся приходится петь в хоре, в классах хорового дирижирования, сольного пения, сольфеджио и в концертмейстерском классе, иллюстрируя вокальную строчку при прохождении аккомпанемента. Подготовка домашних заданий также связана с пением. Таким образом, на голосовой аппарат учащегося ложится большая нагрузка. Поэтому очень важно принять все возможные меры к тому, чтобы голос учащегося не переутомлялся. Расписание необходимо строить так, чтобы между занятиями голос мог отдохнуть. На уроках сольного пения педагог специально следит за тем, чтобы голос учащегося не уставал, но на других занятиях это может ускользнуть от его внимания.

Поэтому учащийся должен, прежде всего, сам хорошо осознать опасность голосового перенапряжения и строго следовать как на занятиях, так и в быту всем правилам режима и гигиены голоса, т. е.

профессионально относиться к своему голосу.


Все правила гигиены должны очень тщательно выполняться в отношении детских голосов. Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения.
Следует учесть, что только один правильный певческий режим не может обеспечить условия для нормального развития детского голоса. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике в повседневной жизни (во время игр дома, в школе во время перемен). Постоянная громкая речь и крик наносит непоправимый вред детским голосам. Учитель музыки должен повседневно разъяснять детям опасность перенапряжения голоса, как в речи, так и в пении.
От того, как будет развиваться голос ребенка и особенно от режима во время мутации, зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса, так как красивый тембр может сохраняться и после мутации. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому нередко юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов.

Все это обязан хорошо помнить учитель музыки в школе.

Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, т. е. овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию.
Охрана детского голоса в основном сводится к:


1. разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;
2. воспитанию правильных певческих навыков;
3. необходимому режиму во время занятий пением;
4. выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.