Техника извлечения певческого звука

На главную
см. Работа гортани при пении

Певческий голос как акустическое явление обладает такими основными свойствами как:
• высота;
• сила;
• тембр;
• продолжительность.

Высота вокального звука определяется числом колебаний, которые производят голосовые складки в течение oдной секунды, т. е., от частоты их колебаний. Она зависит от длины и натяжения голосовых складок, а также от дыхания.
Звуки певческого голоса, как и все музыкалльные звуки, являются сложными и состоят из многих простых звуков.

Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки – его частичными тонами, или обертонами.

Всякое способное к звучанию тело, выведенное из состояния равновесия, колеблется не только целиком, но и отдельными своими отрезками. Также и rолосовые складки при воспроизведении звука колеблются не только во всю свою ширину и длину, но и отдельными частями. От колебания отдельных частей возникают обертоны.
Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависит также от соrласованной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтоиу в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра.

Примером тому служит исправление горлового и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на rолосовые складки (изменяня атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.

Исходная сила певческого звука определяется величиной размаха колебательных движений голосовык складок, т. е. амплитудой их колебаний. Чем больше эта амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания голосовых складок зависит от дыхания, от подскладочного давления. Прямая зависимость между величиной подскладочного давления и силой звука распространяется до определенных пределов. Чрезмерно высокое подскладочное давление вызывает перенапряжение сомкнутых голосовых складок. Этим объясняется падение силы звука при значительной форсировке дыхания. Состояние резонаторных полостей также существенно влияет на силу звука, особеино это относится к ротоглоточному каналу, который является своеобразным рупором, усиливающим звук.
Абсолютная сила голоса (т. е, та, которая может быть измерена специальными приборами) не совпадает с оценкой силы звука нашим ухом. Звуки с одинаковой абсолютной силой, но разные по тембру воспринимаются нами, как звуки, имеющие разную силу. Это происходит оттого, что к восприятию высоких обертонов наше ухо более чувствительно, чем к восприятию низких. Поэтому при равной абсолютной силе звуки, имеющие в своем составе высокие обертоны, нам кажутся громче звуков, бедных этими обсртонами. Таким образом, обертоновый состав звука влияет на субъективное восприятие его силы, на громкость звука.
Продолжительность звука зависит от дыхания.

Особым качеством певческого rолоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 1/2 тона), своеобразная ровная пульсация во время его звучания. Вибрато отсутствует в речи. При его утрате nевческий звук делается безжизненым, «прямым», неинтересным. Пульсация около 6 раз в секунду наиболее благоприятна для восприятия нашим ухом. Голоса с таким вибрато отличаются особой красотой. Учащение пyльсации (более 7 раз в секунду) вызывает неприятное дрожание – тремолюцию, напоминающее блеяние овцы («барашек» в голосе). При замедлении пулыации (меньше 6 раз в секунду) наше ухо начинает различать смену высоты и силы звука.

Такая редкая пульсация обусловливает отрицательное качество – «качание» голоса.
Хотя вибрато и является чередованием силы и высоты звука, но нами оно воспринимается как окраска звука.

Вибрато скрывает интонационные неточности и неровность звучания.