Работа гортани при пении

На главную
см. Органы голосового aппaрaтa
см. Принципы вокального обучения
Гортань при пении устанавливается в особое певческое положение, которое отличается от его положения при покое и речи.

Работа гортани скрыта от наших глаз, мы можем видеть только ее внешние движения.
У высококвалифицрованных певцов гортань при пении почти неподвижна. Она устанавливается на определенном, характерном для каждого певца уровне и совершает лишь незначительные, почти невидимые движения.

А у начинающих петь довольно часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. 3начительные измснения уровня гортани у необученных певцов происходят от неумелого пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок.

До недавнего времени, пока вокальная педагогика не располагала научно-экспериментальными дапными, наиболее правильным считалось свободно удерживаемое умеренно-низкое положение гортани при пении. Но практика опровергла это мнение. Уровень гортани во время пения у разных певцов различный.
Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой органиsации входа в гортань. Певческий уровень гортани может быть высоким, низким или средним, очень редко совпадает с положением гортани при покое и никогда, как правило, не совпадает с речевой установкой гортани.
Установка гортани на том или ином уровне является следствием приспособления ротоглоточкого резонатора к работе гортани, к работе голосовых складок. Происходит настройка ротоглоточного рупора на воспроизводимые голосовыми складками звуки в зависимости от типа и характера голоса. Это приспособление осуществляется за счет изменения объема ротоглоточноrо канала. Объем ротоглотки, помимо расширения ее стенок, зависит и от ее длины.

Длина надставной трубки, в свою очередь, изменяется в зависимости от положения гортани. Она увеличивается при опускании гортани и уменьшается при ее поднятии.

Как показали лабораторные исследования, для высоких лирических женских голосов характерна наиболее короткая надставная трубка с нейтральным (на уровне покоя) или с повышенным уровнем гортани.

У мужчии с низкими голосами (басов и баритонов) наблюдается наиболее низкое положение гортани.

У драматических сопрано, меццо-сопрано и теноров такой закономерности не отмечено. У этих голосов гортань может находиться в различных положениях.

Исследование детских голосов в этом плане не производилось.
Полученные данные показали, что добиваться одинакового уровня установки гортани у всех певцов не следует.
Положение гортани при пении зависит от анатомических способностей голосового аппарата певца. Поэтому в каждом отдельном случае о положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. При обучении пению надо создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевкa и правильного дыхания.
Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование.
В других случаях способ работы голосовых складок изменяется, фонация (голосообразование) происходит при неплотно сомкнутых или только сближенных голосовых складках. Они колеблются не всей своей массй (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное.
Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). При этом было отмечено, что ноты среднего участка диапазона певцы моrут воспроизводить как плотно сомкнyтыми, так неплотно сомкнутыми голосовыми складками. Причем, сделать это моrут почти всеrда только обученные певцы.

Таким образом, стало ясно, что существует два основных типа или способа работы голосовых складок при фонации:
1. Образование звука при плотно сомкнутых по всей длине, колеблющихся во всю ширину голосовых складках с грудным резонированием.
2. Образование голоса при сближенных, а не сомкнутых голосовых складках, колеблющихся только своими внутренними краями, с головным резонированием.

Эти типы работы голосовых складок названы регистрами. Taк пo двум основным способам гoлосообразования различают два основных регистра: грудной и головной.
В процессе обучения в обычных условиях голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому о способе их работы мы судим по характеру звучания голоса.
При головном звучании мы говорим о грудном регистре, при грудном – о грудном регистре и при смешанном звучании (грудном и головном) – о смешанном (микстовом) регистре.
Первые два регистра называют натуральными, так как они встречаются у необученых певцов. Смешанный регистр считается производным от натуральных регистров, но он имеется от прироцы в женских и детских голосах. В процессе обучения этот регистр создают и у мужчин.

В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца, отличаюцийся однородным характером звучания по резонированию и тембру.

Диапазон – объем певческоrо голоса от самого низкого дo самого высокоrо звука.

Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц:
1. мышц, лежаших в толще голосовых складок (голосовых мышц)
и
2. мышц, натягивающих эти складки.

При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно.

При смешанном регистре активны обе группы мышц.

При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их натяжение, а при фальцете,как крайней разновидности головного реrистра, голосовые мышцы пассивны, рабоrают только внешние мышцы гортани, и голосообразование происходит за счет натяжения голосовых складок.

Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны.

При грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, отчего получается звук, богатый обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие призвуки.

Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие.

Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования сообщает звуку полноту и красоту.

Основным требованием, предъявляемым к голосу современного певца, является ровность звучания во всем диапазоне.

Голоса же необученных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. У таких певцов при переходе из одного регистра в другой нa двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука.

Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров. С этой целью прибегают к соединению грудного и голосового звучания, т. е. к созданию смешанноro регистра.

Чем лучше поставлен голос, тем у него шире диапазон смешанного регистра.
Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов с одинаковым типом голоса бывает различным. Оно изменяется и от характера произведений.

Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука.

Под округлением следует понимать некоторое изменение тембра, напоминающее по звучанию гласный звук «о». «Прикрытие» от округления в слуховом ощущении отличается большей степенью «притемнения» тембра (приближения его к гласному звуку «у», оно употребляется при сглаживании регистров в мужских голосах.

Округляют звуки при помощи зевка.

Создание смешанного голосообразования связано и с высокой позицией звука.

Высокий, по позиции, звук характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. При его воспроизведении у певца возникает ощущение усиленной вибрации (дрожания) в головных резонаторах, чувство «маски» («маска» – специальный вокальный термин, которым певцы определяют ощущение усиленного сотрясения лицевых костей в области переносья).

При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание.

В процессе обучения добиваются округленного, высокого, опёртого звучания на середине диапазона и стремятся распространить такое звучание на весь голос. При этом особенно внимательно нyжно следить за формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того времени, когда регистры сольются в единое звучание.