Опора дыхания

На главную
см. Атака звука
Опора дыхания ни в коем случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее.

Это – «игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения.

Опора должна бьггь пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков.
Необходимо следить, чтобы сохранение вдыхателыtой позииии не было сопряжено с перенапряжением вдыхателей во время выдоха (чрезмерной опорой дыхания}, так как это может излишне затормозить выдох и привести к нарушению дыхания.
Такое явление известно среди вокалистов как «запирание дыхания». Оно часто наблюдается у тех, кто только начинает обучаться пению, и объясняется отсутствием навыков соrласованной работы дыхатeльных мышц.

Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и форсированное дыхание.

В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, отчего не создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания).

При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука и опора.

Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц; вдох обычно шумный, с перебором дыхания; выдох характеризуется значительным напором выдыхателей. Голосовые складки, чтобы противостоять чрезмерному пoдскладочному давлению, перенапрягаются. От этого изменяется характер их колебаний и нарушается их нормальная работа, что отражается на звуке.

Он становится форсированным крикливым, маловыразительным, бедным по тембру.

Значительная форсировка дыхания отражается и на силе такого звука: она снижается.

Голосовые складки во время фонации превращаются в эластичный затвор, стоящий на пути выдыхаемого воздуха. От организации этого затвора – от степени сближения голосовых складок, сокращения мышц и их упругости зависит расход дыхания. При вялом, недостаточном смыкании складок происходит большой расход выдыхаемого воздуха. Дыхание становится коротким, опора дыхания недостаточной. Звук теряет интонационную устойчивость, обретает сиплый призвук, теряет «собранность».

При пересмыкании, перенапряжении голосовых складок, связанном с особой манерой звукоизвлечения, наблюдается компенсаторная форсировка дыхания (переопора). Эти два явления взаимно усугубляют друг друга. Образуемый при этом звук имеет жесткий, «горловой», крикливый, открытый тембр.

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса. Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

Последнее нсобходимо потому, что диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верххим поясничным позвонкам, которые являются как бы опорой для данного органа при его сокращении.

Поэтому очень важно, чтобы поясничные позвонки были фиксированы спинными мышцами, что происходит при хорошо прогнутой пояснице.

У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе, это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Нужно следить за тем, чтобы у поющего при вдохе верхний отдел грудной клетки оставался в покое и ни в коем случае не поднимались плечи. Этот недостаток осо6енно распространен среди детей младшего школьного возраста.

Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые также довольно часто наблюдаются у детей.
Иногда уже вначале пения музыкальной фразы заметно быстрое спадение (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора дыхания отсутствует.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Элементы певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе усваиваются учащимися сознательно.

Учащийся должен, прежде всего, понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем пyтем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.

На первых порах при каждом новом вдохе торопить учащегося не следует. Надо, чтобы он научился (сначала в замедленном темпе, сознательно контролируя себя) готовиться к подаче звука. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующем большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры.

Нужно следить за тем, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, как говорят вокалисты «оставался резерв дыхания». При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностыо не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох.

Очень важно умение соразмерять полноту вдоха (количество дыхания), степень дыхательной опоры с задачами в каждой отдельной музыкальной фразе в зависимости от ее продолжительности, динамики звука, выразительных акцентов и т. д.

В этом отношении умеренный вдох и экономное его расходование, не связанные с чрезмерным напряжением мышц, позволяют быстрее найти нужную координацию в соответетвии с поставленными задачами.

Для развития певческого дыхания не следует прибегать к изолированным от звука дыхательным упражнениям, так как они малоэффективны, а иногда могут оказаться и вредными.

Работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов.Поэтому певческим дыхание становится только в процессе фонации. Его качество зависит от согласованной работы дыхательного аппарата с этими органами.

Певческое дыхание не может развиваться в отрыве от голосообразования.

Дыхательные упражнения, как и все физические упражнения, могуг помочь укреплению и развитию дыхательных мышц, особенно у детей, но это прямого отношения к развитию певческого дыхания не имеет.

Сильная дыхательная мускулатура, натренированная изолированно от звука, своими несогласованными с голосовыми органами движениями может мешать естественному певческому звукообразованию, вызывая зажимы в гортани и глотке.

Опора дыхания является составной частью певческой опоры.Понятие «опора дыхания» обычно употребляется для конкретизации одной из сторон голосообразования, а именно – работы дыхательных мышц.

Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. «Борьба, происходящая во время звучания мсжду давящим на вибрирующие складки воздухом и противодействующими этому давлению складками, и есть то, что должно называться опорой звука».

Отсюда ясно, что опора звука не может рассматриваться в отрыве от опоры дыхания.

Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата.

Включение в голосообразоsание опоры дыхания, связано с подъемом подскладочного давления. При этом возросшее подскладочное давление, рассуждая теоретически, вызывает ответное напряжение голосовых складок. При полной опоре дыханин это напряжение должно бьтть значительным и, казалось бы, должно привести к ощущению напряжения, усталости, затруднения в области работающей гортани.

Но в действительности этого не происходит, когда звук обретает опору, петь становится легче, напряжение с гортани снимается, голосообразование становится свободным, голос целиком подчипяется воле поющего, становится наиболее выразительным.

Подскладочному давлению противостоят не только одни голосовые складки. В полостях надскладочного пространства в зависимости от их изменияющегося размера, различного рода сужений и препятствий пo ходу звукоаых волн (от сужения входа в гортань, пoлoжения надгортаниика, языка и мягкого нёба) образуется надскладочное давление, так называемое акустическое сопротивление, известное в физике как импеданс.

Особое значение в возникновении акустического сопротивления имеет феномен сужения входа в гортань.

«Сужение входа в гортань, столь четко выраженное у хороших певцов, обеспечивает возникновение акустического сопротивлеиия в надскладочной полости гортани».

Это акустическое сопротивление облегчает фазу смыкания голосовых складак, снимает часть нагрузки с голосовых мышц в преодолении ими подскладочного давления, дает возможность певцу более полно использовать голосовые возможности гортани, выявить специфицеские певческие качества тембра голоса, снижает утомляемость в процессе пения и является причиной незначительной траты дыхания при правильном певческом голосообразовании.

«В этом случае дыхание удерживается не только голосовыми складками, но и силой этого сопротивления».

Итак, опора возникает при взаимодействии гортани, органов дыхания и надставной трубы. Иначе, певческая опора – это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата.

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого эвука.

Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несуцийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук.

В противоnоложность ему неопёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно «полетный», несобранпый, ниже оптимальной силы.
В основе певческой опоры лежит механизм обратных связей.
Во время пения в мозг непрерывно поступают нервные сиrналы о состоянии работающих органов. Они частично отражаются в нашем сознании в виде различных ощущений: вибрационных (от сотрясения тканей в резулыате резонанса), мышечных (от сокращения мышц), тактильных (от давления воздуха в надскладочных и подскладочных полостях) . Все эти ощущения в мозге синrезируются и превращаются в сложное чувство певческой опоры.