Певчecкaя артикуляция и дикция

На главную
см. Пeвчecкие голоса

Пение – это вид музыкальиого искусства, в котором музыка органически связана со словом.
Поэтому пение еще иначе называют омузыкаленной речью.

В ее образовании, как и в обычной речи, принимают участие органы надставной трубы.

Эта частъ голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав – артикуляционными органами.

К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Особо важна роль роль гласных и согласных звуков в певческом голосообразовании.

см. Гласные в пении
см. Согласные в пении

Вокальная речь имеет свои особенности. «Носителями» вокального звука являются гласные. Поэтому в выпеваемом слоге гласные удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука.

В обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени. Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. В связи с этой особенностью меняется сущность певческой дикции.

Если речевая дикция зависит целиком от четкого и ясного произношения согласных, то певческая дикция зависит и от формирования гласных.

Вокальная речь от обычной речи отличается и по акустическому строю. Диапазон обычной речи мал. Диапазон звуков, воспроизводимых в пении, может простираться на две и более октавы. Вокальные звуки отличаются и большим богатством тембровых красок.

Вокальные гласные, помимо формант гласных, имеют певческие форманты и гармонические обертоны, связанные с музыкальной природой звука, обогащаются эмоциoнaльнoй и индивидуальной палитрой обертонов. Такое тембровое богатство певческих гласных во миогом зависит от резонаториых свойств артикуляционных органов.

Певческая артикуляция от артикуляции при обычной речи отличается тем, что при певческом голосообразовании во много раз активизируется работа всего артикуляционного аппарата при произнесении, как гласных, так и согласных.

Согласные в пении и речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся предельно четко и ясно.
А произнесение певческих гласных значительно отличается от речевых гласных.
При обычной речи глотка резко меняет свой объем и форму при смене гласных.

В пении дело обстоит иначе. Для образования ясно различимого певческого гласного достаточно формирования одной из характеристических формант гласного в ротовой полости. Ротовая полость в этом случае становится основным создателем формант гласных, их смыслоразличительных свойств, т. е.тех их свойств, которые определяют четкое произношение гласных при пении.

А глотка при пении берет на себя новую функцию – создание вокальных качеств гласных, их округленности.
Таким образом, отличительные свойства звуков речи (гласных и согласных), обусловливающие дикцию, при пении рождаются в ротовой полости, а равную вокальность гласных вместе с гортанью создает глотка.

Отсюда ясно, что значение ротовой полости в вокальной дикции возрастает, что вокальная дикция зависит от активной и четкой работы органов ротовой полости.

Работу opганoв ротовой полости надо организовать так, чтобы их быстрые и интенсивные движения, и особенно движения языка, не нарушали певческую установкy гортани.

Певец должен научиться произносить звуки речи, почти не смещая гортань.
Практически этого достигают так: добившись на занятиях вокального звучания одного из гласных, просят спетъ другой гласный, соединить первый звук со вторым, ничего не меняя при этом в глубине рта.

Поющий старается произнести новый звук при помощи минимальных движений органов ротовой полости и сам ощущает, что положение гортани нe изменяется.
Правильное произношеиие в пении опирается на произносительные нормы литературного языка.
В основу руccкoгo литературного языка взят московский говор. Он определил общепринятые нормы единого лигературного произношения или орфоэпию (в переводе с греческого языка – правильная речь). Орфоэпия в пении, хотя и исходит из речевой, но отличается от нее, что объясняется особенностями певческого голосообразования.

Главное различие в разговорной и певческой дикции заключается в произношении неударяемых (безударных) гласных.