Объяснительно-иллюстративный метод

На главную
см. Начальные занятия с учащимися
см. Методы вокального обучения
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в сообщении педагогом готовой информации о певческом звуке и голосообразовании. Он включает в себя традицнонные методы: объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) профессионального вокального звучания и сnособов работы гoлocoвoro аппарата, создающих такое звучание.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации.

Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести.

При обьяснении качеств певческого звука, его тембра широко применяются образные определения. IIpи этом применяются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями:
• глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр;
• мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание;
• вкусный, доставляющий удовольствие звук и т. п.

Заимствование определений певческого звука из области неслуховых ощущений имеет объективную основу. Это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств.

В связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека, возникли и характеристики звука, связанные с змоциями — радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.

Эффективность обучения тем выше, чем оно больше опирается на имеющийся у учащегося опыт. Применение образных определений певческого звука, заимствованных из области неслуховых ощущений и представленнй, из знакомых эмоций, позволяет вовлечь в вокальный процесс уже имеющийся у учащегося обширный опыт в этих областях чувственного познания.

При помощи более развитых зрительных и осязательных ощущений и представлений усиливается формирование и развитие представлений о певческом звуке.

Таким образом, опора на образные определения и эмоциональные характеристики при певческом обучении вполне уместна. Она должна быть максимально усилена при вокальном обучении детей, которым, особенно в младшем школьном возрасте, свойственна образность мышления и большая эмоциональная отзывчивость.

Пение, как известно, неразрывно связано не только со слуховыми, но и с резонаторными (вибрационными), мышечными и другими ощущениями. При помощи ощущений певец контролирует и регулирует процесс своего голосоо6разования. Но роль этих ощущений при обучении пению неодинакова в связи с тем, что они по-разному отражаются в нашем сознании.

Наиболее осознанными являются слуховые ощущения и представления, поэтому слух является главным регулятором голоса.

Менее осознаваемы и мало знакомы, особенно в начале вокального обучения, резонаторные ощущения. Мышечные же ощущения – «темные», т. е. плохо отражаются в сознании, особенно у детей, у них и резонаторные ощущения развиты слабо. Кроме того, следует учесть, что мышечные ощущения, возникающие при пении у детей и у взрослых, могут быть неодинаковыми. Разница особенно наглядно проявляется в ощущениях, связанных с работой дыхательных мышц, с оnорой дыхания.

Наиболее удобное и общепринятое в пении нижнереберно-диафрагматичесиое дыхание связано с напряжением мышц в области нижних ребер и живота. Такой тип дыхания и возникающие при нем мышечные ощущения формируются у взрослых с первых дней обучения.

У учащихся первых классов этого делать нельзя. Дети, в связи с особенностями строения их органов дыхания пользуются более «высоким» дыханием – грудным. Поэтому в начале певческого обучения укрепляется такой тип дыхания. И только по мере овладения певческими навыками, он постепепно переходит в нижнереберно-диафрагматический.

Естественно, у младших школьников ощущения, связанные с опорой дыхания, в отличие от взрослых певцов, будут локализироваться больше в области грудных мышц.

А поскольку голоса у детей отличаются легкостью, звонкостыо, серебриrгостыо и для такого звучания не требуется большая опора, мышечные ощущения у ребят будут иными, чем у взрослых.

К словесным характеристикам резонаторных и особенно мышечных ощущений при вокальном обучении, особенно детей, надо подходить осторожно и при объяснении основной упор делать на создание представлений о певческом звуке.

Представление о звучании, которое надо воспроизвести, проще всего создать при помощи непосредственного восприятия звука учащимся, при применении педагогом в процессе объяснений на уроке показа своим голосом нужного звучания.

Демонстрация звука и правильных движений отдельных органов голосового аппарата является практической реализацией одного из главных дидактических принцппов – принципа наглядности обучения.

Показ звучания своим голосом или в магнитофонной записи позволяет воздействовать на голосовую функцию в целом и организовать ее в нужном направлении. В этoм отношении немалое значение имеет и то, что восприятие звука осуществляется через голосовые органы и в результате намечается рефлекторная связь между слухом и голосом.

Поскольку показ звука и нужных движений непосредственно воздействует на органы чувств (слух и зрение), его применение обязательно тесно связывается со способностыо человека к подражанию. А подражание является самым коротким путем при освоении двигательных и особенно речевых и вокальных навыков, и занимает видное место при обучении этим навыкам.

Благодаря опоре на органы чувсгв, наглядности и доступности, показ является чрезвычайно ценным при вокальном обучении детей. Он дает возможность использовать их природную способность к подражанию. Дети учатся говорить, у них развивается и голосовая функция при помощи подражания звукам и движениям речевых органов.

Поэтому показ голосом позволяет вести вокальное обучение маленьких певцов естественным путем.

Показ звучания несет в себе значительное эмоциональное и эстетическое воздействие. Это очень важно при работе с детьми, вследствие их большой эмоциональной отзывчивости. Полноценный вокально, красивый, выразительный показ обязательно содержит эмоциональный подтекст, который очень легко вослринимается детьми. В результате у них возникает нужный настрой и, как ответная реакция, желание воспроизвести услышанное, петь.

Но при показе звучания надо учесть, что дети воспринимают и могут копировать не только те качества звука, которые хочет проиллюстрировать педагог, но и весь звук в целом: индивидуальный характер тембра и все его особенности как положительные, так и отрицательные.

Поэтому звучание голоса педагога обязательно должно соответствовать следующим требованиям:
1. быть полноценным по основным качествам академического звучания;
2. не содержать недостатки (горловой, носовой призвук, форсировку);
3. при работе с детьми максимально приближаться к характеру звучания их голосов.
4. при работе с детьми максимально приближаться к характеру звучания их голосов.

Это значит, что иллюстрация нужного качества звука должна осуществляться на близком, округленном, ровном, достаточно опёртом, высоком по позиции и красивом по тембру (в зависимости от природных данных) звучании.
При наличии у педагога недостатков звучания следует применить такую манеру голосообразования, которая скрадывала 6ы эти недостатки.

Если у педагога-тенора при оптимальнной силе звука ясно заметен горловой оттенок, он должен иллюстрировать с меньшей силой звука, в манере, близкой к фальцетному звукообразованию, что позволит затушевать указанный недостаток.

При углубленном звучании показ надо осуществлять нарочито близким звуком. Показ форсированным звуком недопустим, он чрезвычайно вреден при работе с детьми. Когда же исправить или затушевать недостаток не удается (налример, при наличии носового призвука, который очень легко и стойко копируют дети), применение показа голосом следует резко ограничить, указать обучающимся на имеющийся изъян. А в резко выраженных случаях педагогу лучше совсем исключить показ своим голосом и пользоваться магнитофонной записью.

В связи с высокой подражательной способностью детей и значительным отличием звучания их голосов (исключительная легкость, звонкость, преобладание головного резонирования, малая сила звука) педагоги, имеющие низкие голоса (меццо-сопрано, баритоны, басы), должны уметь снимать ярко выраженное грудное резонирование, драматическуго окраску звука.

С этой целью учительницы меццо-сопрано применяют пение в первой октаве сопрановым звуком, а мужчины пользуются фальцетом или приближают к нему свое звучание. Благодаря довольно светлому звучанию, тенора, если они звучат лирично и легко, обычно не вызывают у детей попытки петь вместе с ними на октаву ниже и густить звук. Тем не менее и лирические тенора должны пользоваться фальцетом.