Специальные спосо6ы вокального обучения

На главную
см. Эвристический метод
см. Фонетический метод
Приближение показа учителя к звучанию детских голосов особенно необходимо при вокально-технической работе, во время распевания и усвоения песен.

Иллюстрация же новой песни, предназначенной для работы в классе, может осуществляться учителем со свойственным ему характером звучания, поскольку такое звучание позволит исполнителю использовать более полно выразительные средства и создать эстетически законченный образ.

Наряду с показом звучания при работе с детьми широко использоуется иллюстрация видимых движений артикуляторных органов: губ, нижней челюсти, языка.

Такое воздействие на артикуляторные органы относится к специальным спосо6ам вокального обучения – мышечным приемам, т. е. особым образом организуемым движениям органов голосового аппарата.

Помимо указанных движений артикуляторных органов, основными мышечными приемами являются: зевок, задержка дыхания, сохранение состояния вдоха во время пения.

Применение мышечных приемов, относящихся к дыханию, при работс со школьниками, особенно в младших классах, может быть несколько затруднено, потому что их осуществление связано с сознательной регулировкой движений и четким мышечным контролем, которые у маленьких певцов развиты слабо.

Так, учитель, зная, что при сохранении состояния вдоха во время пения чрезвычайно важно обращать внимание поющего на удержание нижних ребер в приподнятом состоянии, должен помнить, что организовать опору дыхания у детей до десяти лет таким образом нельзя.

Для них естественным является не нижнереберно-диафрагматическое, а грудное дыхание.

Поэтому основной задачей начальной работы со школьниками первых классов станет организация у них плавного, спокойного дыхания, и будет достаточной только задержка дыхания перед началом фонации.

При формировании у детей певческого зевка также нужно следить, чтобы он не был таким глубоким, какой, к примеру, требуется для создания прикрытия у низких мужских голосов, поскольку это «отяжелит» и «затемнит» звучание детских голосов и будет противоестественным для них.

Объяснтельно-иллюстративный метод в вокальном обучении теснейшим образом сочетается с репродуктивным, который состоит в воспроизведении и повторении учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога.

Такое воспроизведение и повторение специально организуется педагогом, превращается в деятельностъ, направленную на совершенствование выполняемых действий при помощи системы упражнений, вокализов, вокальных произведений. В результате у обучающегося формируются и развиваются вокальные навыки.

Таким образом, применение обоих охарактеризованных методов является необходимым условием формировання вокальных навыков и умений, знаний в области певческого голосообразования.

Но оба эти метода мало способствуют развитию творческих способностей обучающегося.

В этом плане большое значение имеет применение частично поискового, или эвристического, а также исследовательского методов, причем, первый из них является начальной ступенью второго.