Принципы вокального обучения

На главную
см. Вокальные навыки
см. Методы вокального обучения
Методика вокального обучения опирается на общедидактичсские и специальпые, свойственные музыкальной педагогике, принципы обучения.
Ведущими среди общепедагогических принципов обучения являются: принцип воспиrывающего обучения, научности, сознательности, связи с жизнью (с практикой).

Обучение одновременно могущественное средство воспитания.

В процессе вокального обучения учащийся не только приобретает знания о певческом голосообразовании и у него формируются, совершенствуются вокально-технические, художественные навыки, но и развивается его голос, исnолнителские эадатки, музыкально-эстетический вкус, а также умственные способности:
память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля.

Таким образом, в процессе вокального обучения происходит становление личности учащегося.

Учащийся должен хорошо понимать сущность каждого вокального явления (певческого регистра, атаки, дыхания и др.} и практическую ценность усваиваемых навыков.

Так, при освоении певческого вдоха, он должен знать, чем такой вдох отличается от обычного, какими качествами характеризуется, как выполняется, каково его влияние на певческую фонацию.

Сознательность при вокальном обучении неразрывно связана с пониманием причин образования различных качеств звука. Важно знать, каким является правильный звук, и уметь его воспроизвести, при этом хорошо представляя, что надо сделать для образования нужного звучания.

Будущему педагогу необходимо также знание причин образования нежелательных качеств звука (горлового, носового, сиплого призвука) и способов их устранения.

Вскрытие причинно-следственных зависимостей между явлениями певческого процесса опирается на анализ воспроизводимого звука (следствие) и технологию голосообразования (причина), что по своей сути составляет вокально-методическую подготовку будущего педагога пения.

3нание способов образования различных качеств певческого звука, особенностей звучания голосов учащихся, работы их голосового аппарата помогает педагогу овладеть умением приближать звучание своего голоса к звучанию голосов детей.

Глубоко осознанное владение своим голосом дает возможность педагогу быстрее освоить приемы приближения своего голоса к голосам детей при помощи снятия грудного резонирования, облегчения голоса, уменьшения силы звука, перехода на фальцет.

На принцип обучения опирается принцип его посильной трудности.

Без знания процесса голосообразования, способов воздействия на него, без четкого представления уровня музыкального, вокально-технического и художественного развития ученика невозможно определить, что для него посильно в каждый определенный период обучения.

Принцип посильной трудности в вокальной педагогике, в свою очередь, опирается на принципы постепенности и последовательности.

Постепенность и последовательность предполагает обяэательное следование от простого к сложному, от легкого к трудному при формировании певческих навыков и освоении учебного материала (упражнений, вокализов, художественных произведений с текстом и т.д.).

Посильная трудность при вокальном обучении по мере обученности учащегося, развития его способностей постепенно неуклонно восходит вверх.

Оптимальность повышения уровня обученности обеспечивается строгим соблюдением правила постепенного усложнения вокально-технических и художественных навыков и их совершенствования.