Женские голоса

На главную
см. Пeвчecкие голоса
Диапазон – от верхней половины малой октавы до середины третьей октавы.

В женских голосах различают три регистра:
1. грудной,
2. средний, или микстовый, и
3. головной.

Протяженность регистров и переходные ноты от одного регистра к другому у высоких и низких женских голосов неодинаковы.

Сопрано – высокие женские голоса по характеру звучания бывают лирические, драматические и лирико-драматические.

Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, «мягкий» тембр. Диапазон: до1 – до3; голос легко идет наверх. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Рабочий диапазон лежит в пределах фа1 – ля2.

Различают центральное и легкое лирическое сопрано.

Центральное сопрано лирического характера, по полноте звучанин оно приближается к драматическому сопрано, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр.

Легкое лирическое сопрано с предельными нотами ми3 – соль3, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется лирико-колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.

Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон лям, сим – до3. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому 6ольше употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа1 – ре2). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одного или другоro характера выделяются соответствующие признаки.

Легкие лирические и лирико-колоратурные голоса в хоре составляют партию первого сопрано, остальные высокиее женские голоса – второе сопрано.

Основным критерием отбора в партию первого conpaнo, кроме достаточного диапазона верхних нот (полной второй октавы или первых нот третьей октавы), является яркая звучность и легкость на верхних нотах.

Меццо-сопрано – низкие женские голоса в хоре входят в партию альтов.

В отличие от сопрано, у которого ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо о6щего более густого звучания, ноты ниже ре1 – до1 имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра.

Различают высокое и низкое меццо-сопрано.
Первое чаще бывает лирического характера, второе – драматического.
Переходные ноты одни и те же.

Высокое меццо-сопрано – довольно подвижный голос, ноты грудного регистра звучат у нero мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. В хоре наиболее применимы ноты в пределах первой октавы.

Низкое меццо-сопрано от высокого отличается малой подвижностью, более густыми грудными нотами. Такой голос с широким диапазоном грудного регистра и особенно густыми, полнокровными нотами в малой октаве, называют контральто.

У контральто переходные ноты к головному регистру лежат приблизительно на терцию ниже (си бемоль1 – си1). У такого голоса ярко выраженное грудное резонированне распространяется иногда на весь средний регистр, в связи с чем переход к головному регистру очень резкий и затрудненный. Звуки второй октавы крикливы, неудобны, воспроизводятся с трудом. Рабочий диапазон в пределах лям – си1.

В хоре высокие меццо-сопрано составляют партию первых альтов, а низкие меццо-сопрано относятся ко вторым альтам.

Высокое меццо-сопрано иногда трудно отличить от драматического сопрано. При дифференциации этих голосов обращают внимание на звучание грудных нот и особенно звуков в малой октаве.

Наличие полнозвучных нот малой октавы указывает на меццо-сопрано. Но часто у хорошего драматического сопрано эти ноты мало уступают по звучанию низким женским голосам.

Поэтому решающее значение имеет определение переходных нот к головному регистру и удобной тесситуры (сопрановой или меццо-сопрановой).