Мужские голоса

На главную
см. Пeвчecкие голоса
Мужские голоса звучат на октаву ниже женских, в них различают два регистра: грудной и головной, резко разграниченные, особенно у низких голосов. Переходные ноты между регистрами у высоких и низких голосов различны.

Тенор — высокий мужской голос. По характеру звучания тенора разделяются на лирические и драматические.

В диапазоне теноров условно из грудного регистра можно выделить средний регистр, так как у них бывает, заметен перелом к нижним нотам в области ре – мим.
У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Рабочий диаиазон: сольм – соль1 , ля1. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру.

Лирический тенор с широким диапазоном головного регистра, который формируется легко и свободно до нот ре2 – ми2, называют альтино. Эrи голоса без затруднений преодолевают переходные ноты, а верхние ноты у них по звучанию близки к низким женским голосам.

Альтино особой силой звука не отличаются, но нужны в хоре для расширения диапазона и обогащения красок звучания.

Драматический тенор отличается насыщенным звучанием соответствующего характера. Переходные ноты к головному регистру те же, но они осваиваются с трудом. Неудобство на этих нотах выражено больше, чем у лирических теноров. Головные ноты воспроизводятся напряженно и могут быть исполнены на forte или mezzo forte. Рабочий диапазон в области малой октавы и до переходных нот к головному регистру. На крайних нижних нотах сила звука обычно падает.

Но бывают драматические тенора, у которых нижние звуки мало отличаются от баритонального звучания.

Лирические тенора в хоре входят в партию первых теноров, а драматические – вторых.

Низкие мужские голоса – баритоны и басы эвучат в болышой малой и нижней половине первой октавы, иногда и в контроктаве. Грудной регистр занимает приблизительно 2/3 диапазона.

Баритон – довольно подвижный голoс, особенно лирический баритон. Полный диапазон: ля1 – фа1, соль1. Переходные ноты до диез1 – ми бемоль1. Наибольшая сила и яркость звучания проявляется в верхней половине диапазона. Рабочий диапазон в области дом – ре1.

По характеру звучания различают баритоны лирические и драматические.

Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам и иногда, при надобности, если обладают достаточной силой звука на нижиих нотах, могут быть использованы в партии вторых басов.

Бас имеет широкий диапазон нижних нот.

Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах сим – до1. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. 3вуки в большой октаве отличаются густым низким звучанисм достаточной силы.

Басы, имеющие в своем диапазоне ноты контроктавы, называются басами профундо, или октавистами. Полный диапазон – соль контроктавы – си, си бемольм. У этого голоса короткий диапазон верхних нот. Голос наверх идет с трудом, верхняя половина малой октавы звучит напряженно и некрасиво.

Октависты – голоса специфически хоровые, так как в связи с укороченной верхней границей диапаэона в сольной исполнительской практггке неприменимы. Звуки контроктавы у таких голосoв обычно большой cилoй не отличаются, но и при звучании на пиано создают красивый органный фон, очень ценный для хора.

Баритоны составляют партию первых басов, а остальные низкие голоса – партию вторых басов.

В хоровой практике при определении голоса в ту или иную партию хора основное значение имеет не столько характер голоса (лирический, драматический}, сколько величина диапазона, звучание верхних или нижиих нот, владение ими.

Нo во избежание пестроты звучания следует учитывать и характер голоса и по возможности старатъся составлять каждую партию хора из одинаковых по характеру голосов.