Определение певческого голоса

На главную
Вокальная работа со взрослыми и детьми опирается на одни и те же методические принципы.
Занятия надо начинать с предварительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными учащихся.

Голосовые данные определяют по совокупности признаков:
по тембру, тесситуре, диапазону, переходным нотам и примарному звучанию.

см. Пeвчecкие голоса
Для выявления голосовых данных лучше всего предложить учащемуся исполнить его любимую или просто знакомую ему песню. Пpи этом необходимо помочь исполнителю гармонической поддержкой на инструменте и подбором удобной тональности.

Гармоническая поддержка необходима потому, что дети (да и взрослые) без предварительной подготовки довольно часто, даже имея хороший слух, не могут чисто спеть песню 6ез сопровождения инструмента. Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса.

Рабочий диапазон это тот объем звуков, который поющий воспроизводит без особых затруднений и которым ему привычно пользоваться.

Рабочий диапазон обычно меньше всего диапазона голоса.

У высоких детских голосов он будет в пределах ми1 – ми2, у альтов до1—до2. До 9 -10 лет он меньше октавы: ре1, ми1—си1, до2.

Голосовые данные ярче проявляются тогда, когда песня:
1. не трудна для исполнителя;
2. имеет умеренный темп;
3. несложный ритмический рисунок и, главное,
4. распевный (кантиленный) характер.

Если исполняемая песня не отвечает этим требованиям, то следует предложить дополнительно спеть общеизвестную песню нужного характера.
Прослушивание такой песни ясно укажет, в какой тесситуре лучше звучит голос. С этой целью можно проследить, на каких нотах (высоких или низких) в песне лучше звучит голос, или прослушать учащегося на двух песнях с разными тесситурами.

В песне с высокой тесситурой, если она соответствует голосу, можно услышать красивые верхние ноты у сопрано и дискантов, а в песне с низкой тесситурой обнаружатся мягкие, бархатистые, низкие, грудные ноты у альтов.
В удобной тесситуре певец будет непринужденнее и естественнее петь, и потому ярче определится тембр и тип его голоса.

Выявление удобной тесситуры важно также для определения хоровой партии у детей, голоса которых еще полностью не сформировались (до десяти лет) и еще не ясно, альт он или сопрано, или дискант.

Определение удобной для исполнителя тесситуры иногда имеет решающее значение при диагностике голосов взрослых, когда трудно разобрать, тенор или баритон, драматическое сопрано или меццо-сопрано.

Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках учащегося.
После песни можно проверить весь диапазон голоса, т. е. определить его полный объем, от самой низкой до предельно высокой ноты.

Диапазон можно выявить на упражнениях – пении трезвучий, поступенно-расположенных нот, лучше на одном гласном звуке в сочетании со звонкими согласными, а также на попевках. Определение диапазона следует начинать с его среднего участка, секвенционно (по полутонам) поднимаясь вверх и опускаясь затем вниз, или наоборот. При определении диапазона отмечают и переходные ноты. Если при этом переходы из одного регистра в другой точно определить не удалось, то их выявлением следует заняться отдельно, предлагая петь переходные, а также рядом лежащие ноты: ре1 – соль1; ля1 – ми2 (у детей после 12 лет).

У мальчиков-альтов средний регистр иногда выражен неясно, элементы грудного звучания могут распространяться до верхних переходных нот, отчего у них переход к головным нотам осуществляется труднее, чем у дискантов. Дисканты, кроме того, отличаются свободным, 6oлее широким диапазоном головного регистра (ми2 – ля2).

Переходные ноты, характер звучания и объем головных, а также грудных нот имеют решающее значение для определения типа голоса.

При прослушивании песни и определении диапазона, обычно можно заметить один или несколько звуков, имеющих особенно свободное, естественное и красивое звучание.
Это звучание принято называть примарным звучанием, а звуки с таким звучанием – примарными звуками.
На них лучше всего проявляется тембр и тип голоса.

Примарное звучание, кроме того, является отправной точкой в воспитании голоса.

Примарные звуки у детей обнаруживаются легче, чем у взрослых, их следует искать на среднем участке диапазона, несколько выше звуков обычной речи.
Зона примарного звучания у деrей от 8 до 13 лет:
• 8 — 9 лет фа1 — ля1;
• 10 – 11 лет высокие голоса соль1 – си1, до2; низкие голоса фа1—ля1;
• 12-13 лет высокие голоса ля1 – до2; низкие голоса ми1, фа1– ля1.

Примарное звучание у детей лучше выявляется при тихом пении.

Определение такого звучания важно и при диагностике голосов взрослых. Это основной признак для различения лирических, драматических и меццо-характерных голосов.

Дети, слушая пение окружающих, могут в силу своей подражательной способности неузнаваемо изменять свои голоса. Они часто искажают свой природный тембр, искусственно «горлят», гнусавят, сгущают звук, «насаживают» его на грудь, копируют эстрадную манеру пения и т. д.

Выявление естественного тем6ра составляет первостепенную задачу для учителя.

Природная окраска голоса при искажении звука может обнаруживаться не сразу. Встречаются учащиеся с «напетой» альтовой манерой звукоизвлечения, к которой они настолько привыкают и с которой так осваиваются, что порой бывает очень трудно распознать настоящий тип голоса.

Иногда только в процессе занятия, когда учащиеся начинают усваивать легкую, четкую подачу звука и высокое головное звучание, обнаруживается красивый, свободный сопрановый или дискантовый регистр, на основании которого меняется мнение о типе голоса.

Выявлять и оберегать ценные свойства тембра голоса ребенка, его красоту важно и потому, что эти качества могут сохраняться и после мутации.

Попутно с диагностикой голоса обращают внимание и на особенности голосообразования именно на:
• вдох;
• способ подачи звука;
• звучание голоса;
• выдох во время пения;
• работу артикуляционного аппарата и дикцию.

Особенности голосообразования могут быть положительными, т. е. совпадать с профессиональными певческими навыками, или отрицательными – вредными, мешающими правильному образованию звука. Некоторые отрицательные особенности голосообразования встречаются очень часто среди начинающих петь и являются как бы типичными, это — вялая подача звука и артикуляция, поверхностное дыхание и т. п.

Следует акцентировать внимание на индивидуальных, отрицательных особенностях голосообразования, таких как:
1. шумный поверхностный вдох, при помощи поднятия плеч (ключичное дыхание),
2. придыхательная или чрезмерно твердая атака,
3. спадение грудной клетки при пении,
4. сильно зажатая нижняя челюсть,
5. напряженный язык, гнусавость,
6. «горление»,
7. сип,
8. дефекты речи: шепелявость, картавость и т. д.

При этом нужно выяснять, связаны ли они с анатомическим своеобразием голосового аппарата (гнусавость – после инфекционных болезней или операции; плохая дикция и дефекты речи при неправильном прикусе, при короткой уздечке языка; ограниченная подвижность нижней челюсти из-за изменений в челюстном суставе и т. д.),

Дефекты речи обусловлены ли его нездоровым состоянием (сип от несмыкания складок при воспалении гортани, различные призвуки в голосе при хроническом заболевании миндалин и глотки, искажение звучания при заболеваниях носовой полости и носоглотки) или являются просто привычной манерой пения, так называемыми, порочными навыками, приобретенными в процессе самостоятельного вокального опыта.

После предварительного знакомства с голосовыми данными приступают непосредственно к занятиям.
Первые занятия являются не только учебными.
На них углубляется знакомство с учеником: как с его голосом, так и с психическим складом.

На этих уроках выявляют отдельные черты психики, характера:
• активность учащегося на занятиях;
• его восприимчивость к навыкам и знаниям;
• память;
• способность собирать и удерживать внимание;
• волевые качества характера;
• настойчивость и уверенность в себе.

В результате такого детального знакомства составляют индивидуальный план работы с учащимся. В нем, наряду с воспитанием общих, необходимых навыков голосообразования, намечают и методические пути устранения отрицательных особенностей голосообразования, а также индивидуальный подход к личности учащегося.