Начальные занятия с учащимися

На главную
см. Вокальные упражнения
Учебные занятия следует начать с организации предварительных условий голосообразования – с установления правильного певческого положения головы и корпуса. Довольно часто начинающие петь, в том числе и дети, при пении принимают неестественное положение: запрокидывают голову, напрягают мышцы шеи и лица, поднимают плечи, горбятся и т. п. Все это отрицательно влияет на голосообразование. Неестественное положение головы и корпуса создает такое же положение и органов голосового аппарата. Всякое ненужное сокращение мышц тела вызывает ответное излишнее напряжение мышц голосовых органов.

Отсюда педагогической задачей первых уроков является снятие напряжения с мышц тела и установление певческого положения головы и корпуса.

Для этого необходимо добиться, чтобы поза поющего была естественной – чтобы он стоял прямо без напряжения, раздвинув назад плечи, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голова не должна быть опущенной вниз или запрокинутой назад.

Непосредственно голосообразованию предшествует вдох.
Он во многом определяет выдох.

Активность определенных групп вдыхательных мышц предопределяет работу соответствующих этой группе выдыхателей. Так, если вдох осуществляется при помощи движения (выпячивания) брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счет движений диафрагмы и мышц живота.

То же и при вдохе, взятом в верхний отдел грудной клетки – выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцами этой области.

Вдох можно регулировать сознательно и потому его организации нужно уделить особое внимание.

После изживания вредных привычек при вдохе необходимо добиться бесшумного, спокойного и достаточно глубокого вдоха, характерного для нижнереберно-брюшного дыхания.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука.

Обычно это мягкая атака. Но надо помнить об индивидуальном подходе в выборе атаки в зависимости от особенностей голосообразования ученика.

Главное – надо добиваться чтобы:
• атака была четкой;
• поющий брал звук сразу, без «въездов» и призвуков, как бы «сверху».

Воспитанию такой атаки могут помочь упражнения на стаккато. Взятие звука «сверху» связано с установкой ротоглотки в положение полузевка. Обычно учащегося просят сделать зевательное движение во время вдоха и с этим ощущением начинать петь.

Нужно учесть, что обычный зевок сопряжен не только с подъемом мягкого нёба, но и со значительным расширением глотки, что может вызвать неестественное углубление и притемнение звука.

Певческий зевок должен быть организован так, чтобы значительное сокращение мягкого нёба, которое необходимо для певческого голосообразования, не сочеталось с таким же расширением глотки.

Поэтому установку ротоглотки во время пения лучше ассоциировать с ощущением легкого зевка. При этом нео6ходимо следить, чтобы воспроизводимый звук был естественным и удобным для поющего.

Новый элемент, характерный для пения,— соединение вдоха с зевком должен быть хорошо осознан учащимся, эта связь должна быть как можно быстрее налажена и стать привычной.

В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания.

Вместе с подачей звука осваивают умение выпевать, тянуть звук в приблизительно равной, не выше оптимальной (наиболее удобной) силе звука (mezzo forte).

Тем самым прививают элементарные навыки равномерного выдоха, дыхательной опоры и основанный на нем навык кантиленного пения. С этой целью используют примитивные упражнения на легато при нескольких близко лежащих звуках.
см. Принципы вокального обучения

Особое внимание обращают на плавное соединение звуков, но при этом следят, чтобы каждый предыдущий звук не «въезжал» в последующий, т. е, чтобы пение на легато не превращалось в portamento (не было переноса голоса через промежуточные звуки).

С первых шагов необходимо развивать у учащегося сознательное отношение к воспроизводимому им звуку.

Такое отношение к звуку основано в первую очередь на слуховом восприятии и контроле. Оно может возникнуть только тогда, когда учащийся начнет различать особенности певческого звука, слышать изменения в его тембровом составе.

Уже на первых уроках нужно обострить слуховое внимание ученика к изменениям в тембровой окраске певческого звука. Конечно, сначала учащийся будет определять самые общие свойства звука, такие как округленный и неокругленный звук, место его наибольшего резонирования. 3атем слуховое восприятие и оценки станут все более усложняться.

Например, учащийся сумеет уже определить, достаточно или чрезмерно округлен звук (степень его округления), как он звучит – на высокой или низкой позиции, ярко ли и т. п.
Вместе с оценкой звука будет развиваться и критическое отношение к нему.

Умение слышать различные особенности певческого звука, критически к ним подходить и распознавать по этим особенностям, как работает голосовой аппарат, принято называть вокальным слухом.

Это умение основано не только на слуховых ощущениях, оно неотделимо от всех других ощущений при пении: мышечных, резонаторных, тактильных, ощущений от давления в воздухоносных полостях.

Воспитание умения тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании – воспитание высоко развитого вокального слуха – является основным звеном всего учебного процесса.

И с самого начала, чтобы создать благоприятные условия для усвоения вокальных навыков, учащегося, прежде всего, надо научить хорошо слышать себя, особенности своего звучания.

В этот период формируются основные слуховые критерии, как бы закладывается фундамент оценки вокального звучания, на котором в дальнейшем будет строиться не только вокально-техническое, но и художественное воспитание певца.