Упражнения по видам вокализации

На главную
см. Упражнение на одной ноте
Применяемые упражнения в большинстве случаев являются различными видами вокализации — пения на гласных звуках. Существует несколько видов вокализации, из них наиболее употребимые: связная (legato) и отрывистая (staccato).

Связное пение бывает не только при вокализации, оно может быть и манерой исполнения произведений с текстом. В этом случае уже говорят о кантилене.

Она в виде стиля bel сапtо (связное, широкое красивое пение) значительного развития достигла в итальянской вокальной школе. Видимо, это связано с тем, что итальянский язык наиболее певучий, в нем преобладают гласные звуки.

В этом отношении русский и украинский языки мало уступают итальянскому, и потому кантиленное пение в русской вокальной школе достигло не меньшего развития, чем в итальянской.

Русская вокальная музыка имеет в своей основе русскую народную песню, для которой характерно широкое, протяжное пение – распев, чем по сути и является кантилена.

Кантилена, т. е. непрерывно льющийся звук, составляет основу в пении.

Она образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.

Такая манера пения называется связной, или пением легато.

Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом.

Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами хорошо развивают певческое дыхание. При такой манере пения легче перенести нужное звучание с одного звука на другой.

Отсюда ясно, что слитное пение отдельных тонов помогает и выравниванию звучания.

Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы – это значит петь стаккато.

Движения диафрагмы при образовании стаккатного звука сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато.

Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению четкой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами.

Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы – это остановки дыхания (выдоха).

Таким образом, исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остается взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (главным образом диафрагмы).

Внимание учащегося фиксируется на этой работе, в результате налаживается четкая координация между движениями голосовых складок и диафрагмы, что очень важно уже на первых порах обучения.

Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают учащемуся ощутить дыхательную опору.

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато.

Полезно спеть начальный звук упражнением на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения.

С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации. В этих упражнениях один и тот же звук берется сначала на стаккато и затем на легато. Первый (стаккатный) звук берется легко, очень отрывисто. Этот отрывистый звук как бы намечает позиционно звучание и затем, при уже готовой настройке, снова четко посылается и фиксируется (тянется) в определенной длительности.

Повторение одних и тех же нот в разной манере пения: на стаккато и сейчас же на легато – позволяет, не изменяя колебаний голосовых складок, тренировать их смыкание и координацию с движениями диафрагмы, активизировать атаку.