Упражнения с поступенным расположением звуков

На главную
см. Упражнения по видам вокализации
Простейшие из них – соединение 2-5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке.

Иногда секундное соотношение звуков может быть непривычным для слуха начинающего, но это не должно смущать преподавателя, так как учащиеся быстро привыкают к такому сопоставлению звуков: упражнения на пяти последовательных звуках являются элементами гаммы.
Усвоив их, переходят к пению целой гаммы, исполняя ее обычно в связной манере вокализации.

Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных.

На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе с тем, чтобы учащийся мог лучше осознать соединение последовательных звуков. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

При исполнении гамм снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук.
Он берется в намеренно высокой позиции, т. е. применительно к позиции верхнего звука упражнения.

Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

Но вначале из-за недостатка дыхания верхний и нижний тетрахорд нужно разделять дыханием.

Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всем диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.
см. Упражнения на различные интервалы