Пение с закрытым ртом

На главную
см. Упражнения по видам вокализации
Пение на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нем возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа.

Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

Применение упражнений при вокальной работе с детьми имеет свои особенности.

Для детской психики характерна конкретность и образность мышления, и потому вокальные упражнения, мелодии которых исполняются на отдельные гласные или слоги и лишены конкретного смыслового содержания (словесного текста), неинтересны и малопонятны детям.

При работе с детьми (особенно до десяти лет) рекомендуется применять преимущественно попевки, т. е. фрагменты из различных художественных вокальных произведений, чаще всего из народных и детских песен.

Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

Например, упражнение на нисходящий звукоряд от доминанты до тоники можно петь со словами: «легкий ветерок», «солнышко мое», а гамму в нисходящем и восходящем движении петь с текстом: «Вниз под горку покатились, снова в горку поднялись».

В виде попевок вычленяются вокально-трудные места разучиваемых произведений.

Попевки должны иметь простой, ясный мелодический и ритмический рисунок, легко и быстро запоминаться, они должны быть доступны и интересны детям по содержанию.

Являясь носителями определенного музыкально-художественного образа с конкретным содержанием (словесным текстом), попевки вызывают у детей эмоциональный отклик. В этом случае воспроизведение мелодии голосом подчиняется эмоционально-смысловой выразительности. На доступном материале попевок легко объединяются вокально-технические задачи с исполнительскими, и формирование вокально-технических умений и навыков происходит в органичном единстве с художественными.

При этом конкретное содержание попевок и эмоциональное отношение к ним при исполнении способствуют более быстрому формированию основных навыков голосообразования.

При работе с детьми в случаях применения вокальных упражнений без словесного текста следует (особенно в начале обучения) избегать пения только на гласные.

Из-за большой вялости артикуляционного аппарата и часто встречающейся у детей атонии (вялого смыкания) голосовых складок полезнее брать слоги с сонорными (м, н, л, р), взрывными (д, 6, п) и такими согласными, как «з», «к», «г», а также сольфеджирование.

С целью активизации мягкого нёба и преодоления чрезмерно плоского, «белого» звучания в упражнениях для детей широко применяют слоги «ку» и «гу». Для округления звука и достижении собранного звучания рекомендуются слоги «ду», «да», «лё», «мо». Звонкому светлому звучанию способствуют слоги «ди», «зи», «ми», «ли», «ля».

Хорошо активизирует голосообразование у детей пение на стаккато. На отрывистой вокализации дети хорошо осваивают четкую атаку и легкое светлое звучание.

При исполнении попевок надо следить за четким снятием звука и за активным произношением согласного в конце слова при окончании фразы, а таксе за правильным снятием звука на «й».

Особую ценность при вокальном обучении детей представляют попевки и обычные упражнения с нисходящим мелодическим рисунком. Они способствуют распространению высокого головного звучания на нижнюю половину диапазона, тем самым его выравнивают и помогают создать единорегистровое, микстовое, звукообразование, воспитывают важнейшее качество детского голоса: его звонкость и «полетность».

При исполнении всех попевок 6ольшое внимание должно быть обpaщено на правильную организацию атаки звука, на воспитание четкой, достаточно активной, но не грубой атаки. При работе с детьми следует применять мягкую атаку и только в случае необходимости пользоваться твердой атакой (при очень вялой работе голосовых складок, при исполнении произведений маршевого характера).

Нужно помнить, что атака первого звука определяет звучание всей попевки.

Задача организации правильной атаки наиболее заметна в попевках с нисходящим мелодическим рисунком, в мелодии которых первый звук является самым высоким.

Усвоение мажорного и минорного звукоряда является необходимым разделом нотной грамоты

При работе с детьми, учитывая преимущество вокальных упражнений с нисходящим движением мелодии, пение гамм надо начинать обязательно сверху вниз на легато с названием нот или в виде попевки в медленном или умеренном темпе.

Попевки, в тексте которых преобладают твердые, взрывные и звонкие согласные, помогают активизировать работу артикуляторных органов, способствуют выработке четкой ясной дикции.

Обычно такие попевки исполняются в довольно быстром темпе, при этом надо следить, чтобы произношение согласных было очень активным и четким. Наиболее характерны для такого типа упражнений скороговорки – попевки, исполняемые в быстром темпе на одной ноте.