Артикуляционный аппарат при пении

На главную
см. Техника извлечения певческого звука
Все начинающие учиться пению неумело пользуются своим артикуляционным аппаратом. Это происходит оттого, что они переносят речевые навыки работы артикуляционного аппарата на пение. Пpи этом интенсивность работы артикуляторных органов оказывается недостаточной. Артикуляционный аппарат у таких певцов работает вяло. Его органы работают несогласованно, отчего наряду с общей вялостью наблюдается перенапряжение, скованность отдельных органов (сильно «зажатая» нижняя челюсть, перенапряженный язык, в сочетани с вялыми губами и т. д.).

При пении резко меняется работа всего артикуляционнаго аппарата:
• увеличивается сокращение мышечных стенок резонаторных полостей;
• увеличиваются полости ротоглоточного канала;
• изменяются речевые уклады языка и губ и мягкого нёба; увеличивается степень раскрытия рта.

Чтобы правильно организовать новую функцию артикуляторных органов при пении, необходимо, прежде всегo, снять перенапряжение с отдельных органов (если оно есть).

Сначала надо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем четкой, согласованной их работы и максимальной активизации. Укорочение согласных в пении и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляторных органов.

Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба.
Начинающие петь плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна, «скована» нижняя челюсть, напряжены мышцы, ее поднимающие.
При таком положении нижней челюсти через подъязычную кость подтягивается вверх гортань. Она оказывается в неестественно высоком положеиии, поэтому сильное зажатие нижней челюсти может быть причиной горлового призвука. При скованнойt нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция, так как ротовая полость мала для формирования вокальных гласных.

Хорошего открытия рта добиваются на гласных «а», «о», «у».

Для осознания учащимися свободного опускания челюсти nри пении нужно добиться этого сначала при речевом произношении гласных.

Учащийся несколько раз произносит обычным голосом гласные (лучше в сочстании с согласными), нарочито широко их, артикулируя, и затем сейчас же повторяет произведенное движение нижней челюсти на певческом звуке.

Если этот способ не дал результата, можно помочь опусканию нижней челюсти при помоши легкого нажатия пальцем на подбородок.

При неоднократном повторении этого движения обычно довольно быстро вырабатывается условный рефлекс: опускание челюсти становится привычным движением и затем осуществляется без помощи руки.

Полезно работать перец зеркалом, когда движение нижней челюсти находится под контролем глаз поющего.

3ажатие нижней челюсти часто сочетается с перенапряжением языка, который, как и нижняя челюсть, связан через подъязычную кость с гортанью.
Поэтому перенапряжение языка нарушает работу гортани, и тоже может послужить причиной горления.

К тому же скованный язык мешает созданию нужных артикуляционных укладов. Являясь же главным артикулятором гласных звуков, скованный язык искажает певческие гласные. Положение языка изменяет форму ротового резонатора и существенно валияет на тембр голоса.
До недавнего времени в пении классическим считался лежащий мягко, свободно на дне рта язык ложечкообразной формы (с yглублением в средней части}, с несколько опущенным корнем, с кончиком, касающимся задней поверхности нижних зубов.

Однако современные исследования показали, что «никакого единства в положении языка на разных гласных никогда не наблюдается». Различия в положении языка у разных певцов объясняются индивидуальными особенностями строения голосового аппарата.

У детей при перенапряжении корня язык часто лежит горбом, оттянут назад, и закрывает зев.
При перенапряжении кончика язык загибается наверх и назад. Обычно освобождение нижней челюсти снимает напряжение и с корня языка. Пассивный и малоподвижный язык также искажает звук и слово.

При малоподвижном языке рекомендуется применять слоги с согласными «л», «р», «д», «т», «ц», «ч». Хорошо актпвизирует кончик языка согласный «л».

Губы, как известно, принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков.

С активным участием губ произносятся гласные «о», «у». У начинающих петь необходимо активизировать сокращение губных мышц. Четкое произношение губных (6, п, м) и губноязычных (в, ф) хорошо стимулирует работу губ.

Целесообразны упражнения с чередованием гласных «и», «у», при котором расслабленное состояние губ при «и» сменяется их максимальным сокращением на лабиализированном гласном «у». Так же, как гласный «у», полезен в этом отношении и гласный «о». Положение губ влияет на тембр певческого звука.
Улыбка способствует осветлению тембра, при опущенной верхней губе звучание «притемняется».

Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании. Его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, при его сокращении меняется форма ротоглоточного рупора. Непременным условием правильного певческого голосообразования является активное сокращение мягкого нёба. При пении оно должно быть поднятым, почти полностью перекрывающим проход в носоглотку. Такое положение мягкого нёба достигается при помощи полузевка.

Вялое, опущенное мягкое нёбо является причиной носового призвука, что довольно часто встречается у детей, у которых мягкое нёбо малоподвижно. Исследователи указывают на рефлекторную сонастроенность мягкого нёба и гортани, что очень важно, так как через подчиненное нашему сознанию мягкое нёбо мы можем влиять на гортань.

Установка мягкого нёба в положении зевка, создает условия для вокального формирования гласных звуков, влияет на их округление, тембровую окраску и высокую позицию.

Хорошему поднятию мягкого нёба способствует произношение гласных «о», «у» и согласных «к», «г». Особенно рекомендуется сочeтание этих согласных и гласных (ку, гу, ко, го).

Оптимальная степень сокращения мягкого нёба — величина зевка — индвидуальна и зависит от особенностей строения ротоглотки, а также от высоты воспроизводимого звука, от его положения в диапазоне певца.
Высокие тоны требуют большей степени поднятия мягкого нёба, более высокого «купола».
Особенно это важно при формировании верхних тонов у мужских голосов.

Работе над певческим зевком должно быть уделено пристальное внимание с самого начала обучения.

Артикуляторные органы имеют особое значение в вокальной педагогике. Это наиболее подвижная и подчиненная нашей воле частъ голосового аппарата.
Можно сознательно производить тончайшие движения отдельными артикуляторными органами.
Многие из них во время работы доступны нашему непосредственному наблюдению.

Можно видеть, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, как лежит язык и в каком положении находится мягкое нёбо. Эти органы теснейшнм образом связаны со всем остальным голосовым аппаратом и, прежде всего, с гортанью.
Вялая работа артлкуляторных органов, так же как и их перенапряжение, сказываются на работе всего голосового аппарата.
Воздействуя в нужном направлении на полностью подчиненные нашему сознанию артикуляторные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.

Добиваясь свободной, активной работы этих органов, мы через них можем формировать правильную функцию всех других органов голосообразования.