Процесс голосообразования

На главную
см. Работа гортани при пении
см. Техника извлечения певческого звука
Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук.
Так образуется звук в окружающей нас природе.

В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к вылолнению этого действия.

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при вдохе легкие.
Затем, под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху.

Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под воздействием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, т. е. приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук. Существуют две теории голосообразования.

Миоэластическая теория. Сила подскладочного давления – сила выдоха – раздвигает сомкнутые голосовые складки, часть воздуха прорывается в надскладочное пространство, давление под голосовыми складками снижается, и они в cилy своей упругости смыкаются. Под действием выдыхательных мышц подскладочное давление опять поднимается. Снова голосовые складки размыкаются и затем смыкаются, т. е. приходят в состояние колебаний. Таким образом, по этой теории коле6ание голосовых складок в силу их эластичности происходит пассивно под действием напора выдыхаемоrо воздуха. Высота воспроизводимого звука, согласно этой теории, зависит от натяжения, упругости, голосовых складок и их длины. Чем выше упругость и меньше длина, тем выше звук. Натяжение голосовых складок и их длина устанавливаются в момент закрытия голосовой щели, а соответствующая им частота, которой определяется высота звука, возникает под влиянием выдоха в процессе голосообразования, т. е. на месте колебаний, автоматически.

Нейромоторная теория. По этой теории колебания голосовых складок совершаются в результате активных сокращений мышц голосовых складок под влиянием нервных импульсов, пришедших по нерву из головного мозга. В голосовой складке мышечные волокна, расположенные косо, под углом по отношению к эластичному краю, при своем сокращении оттягивают края голосовых складок кнаружи, тем самым, приводя их в колебание. Число колебаний голосовых складок соответствует количеству пришедших нервных импульсов. Каждый импульс вызывает сокращение голосовых мышц, т. е. дает одно колeбaниe голосовой складки.

Эти две теории не исключают, а дополняют одна другую, позволяют глубже понять сложный процесс образования голоса в нашем организме. Когда мы поем «про себя», наши голосовые складки совершают колебательные движения, но при этом звука не образуется. Слышимые нашим ухом звуки образуются тогда, когда колеблющиеся голосовые складки начинают взаимодействовать с дыханием.

Следовательно, основным условием образования звука является взаимодействие голосовых складок и дыхания. Дыхание в певческом процессе оказывается энергетическим фактором, под действием которого образуется звук.

Колебание головыx складок не является результатом только одного сокращения голосовых мышц. Сокращением голосовых мышц начинается раскрытие голосовой щели при голосообразовании, а сила подскладочного давления его завершает. В закрытии голосовой щели также играет важную роль упругость голосовых складок и воздушные токи под ними. Таким представляется голосообразование в соответствии с принятой и в настоящее время механико-миоэластической теорией.

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Приблизительно до 80% энергии певческого звука, образованной голосовыми складками, гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясение (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения. Потому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние и нижние резонаторы.

Верхние резонаторы – все полости, лежащие выше голосовых складок: надскладочный отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости. Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, в целом повышают силу голoса, влияют на его тембр.

Полости, лежащие выше нёбного свода (носоглотка, носовая полость и ее придаточные пазухи), относятся к головным резонаторам. Они не излучают звуковые волны во внешнее пространство и потому непосредственно на качество звучания не влияют. Их стенки вибрируют при наличии в голосе высоких обертонов, которые создает гортань.

Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.

Ощущая головное резонирование, певец ориентируется в работе голосовых складок. В результате головного резонирования голос обретает «полетность», собранность, «металл». Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания. 3лоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к «качанию» звука и понижению интонации.

«Качание» голоса — периодическое понижение высоты интонируемого певцом звука с воsаратом к искодной высоте звучания (5 и менее раз в секунду) создает ощущение неустойчивости голоса, его «качания».